Сандро Боттичелли

главная

карта сайта

  
 

 Путь к признанию | Две Флоренции | Античные сцены | Расцвет творчества | Поздние Мадонны | Сломы форм

 

Венера и Марс

Боттичелли. 1482-1483. Национальная галерея, Лондон

Венера - главное действующее лицо в картине "Венера и Марс" по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, возможно, к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображен геральдический символ рода - осиное гнездо и осы, кружащие вокруг дупла.

Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео, известная как «прекрасная Симонетта». С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Однако для Кватроченто был невозможен сюжет, объединяющий замужнюю даму и ее платонического поклонника в подобной ситуации.

Композиция имеет вытянутую по горизонтали форму наподобие расписной крышки для свадебного сундука — кассоне или же панели, которые вставляли в мебель; в данном случае речь может идти о ложе новобрачных. Сюжет картины составлен гуманистом, опиравшегося на характерную для неоплатоников астрологическую интерпретацию мифов, где планеты выступали в морализирующем аспекте: нежная и ласковая Венера властвует над агрессивным Марсом, смягчая его свирепость.

В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр». Художник перевел его на язык линейной живописи с ритмом контуров, удивительно стройным в их повторах и пересечениях. Колорит отличается изящной сдержанностью. Центральная сцена, строящаяся на равновесии покоя и напряженности, окружена резвящимися маленькими сатирами. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы.

Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» связано с текстом греческого писателя II века Лукиана. В отрывке, на который опирается живопись Боттичелли, описывается картина, посвященная свадьбе Александра Македонского и Роксаны. В нем читаем: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна... один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Эти странные существа — не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом показаны на заднем плане композиции и под ложем Марса. Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости.

Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти, но до нас они не дошли.

Венера и Марс. Боттичелли / sandrobotticelli.ru

Венера и Марс. Боттичелли. 1482-1483. Национальная галерея, Лондон

© Все права сохранены. www.SandroBotticelli.ru