Картина Боттичелли «Паллада и Кентавр» (ок. 1482)

Паллада и Кентавр. Боттичелли / sandrobotticelli.ru Картина «Паллада и Кентавр» (Галерея Уффици, Флоренция) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с картинами «Весна» и «Рождение Венеры».

Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. В ней видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии, а также соединение в страстей и мудрости у Лоренцо. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Основанием для такой трактовки послужили медичейские эмблемы, которыми расшито одеяние богини. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Во второй половине XV века еще не существовало традиции писать политические аллегории подобного типа.

Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс».

В основе ее идея Фичино о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости. И лишь божественная милость позволяет преодолеть муки души, томящейся в оковах тела.

Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Вместе с тем картину отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра - «кентавромахию», а «психомахию».

Кентавр воплощает у Боттичелли соединение в человеке низменного и высокого. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах.

Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой - копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине - оливковые ветви и венок) - символизируют добродетель. В трактовке Паллады Боттичелли также следует классическому образцу, но и в этой фигуре заметно сходство с христианской святой.

Неоплатоническому подтексту отвечает и пейзаж, составленный из мрачных скал и чарующих далей.