Картины Боттичелли по новеллам Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (ок. 1483)

Настаджо дельи Онести. Фрагмент. Боттичелли / sandrobotticelli.ru По возвращении из Рима, Сандро Ботичелли, наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло, получил заказ Синьории 5 октября 1482 года фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.

В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры.

В XV веке мастерские получали разнообразные заказы, писали фрески, картины для церквей и частных жилищ, композиции для кассони, или свадебных сундуков, и близкие им по стилю панели, которые зачастую использовались для украшения мебели.

«Равным образом в доме Пуччи он изобразил новеллу Боккаччо о Настаджо дельи Онести на четырех картинах с мелкими фигурами, отличающихся живописью изящной и красивой...»

Вазари.

Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный.

Боттичелли принадлежит общий замысел; по картону, подготовленному им, над картинами работали его помощники Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо. Этим объясняется не столь высокий уровень исполнения, как в авторских произведениях Сандро. При общей элегантности форм и драматической напряженности действия линии кажутся сухими, а цвет — эмалевым и резким.

В первых трех эпизодах различима рука Бартоломео ди Джованни, а в последнем - Якопо Селлайо, близко следовавших манере Сандро. Особое впечатление производит передача пространственного окружения, будь то эпизод, происходящий в роще ниний в Равенне, или сцена пира по случаю свадьбы Настаджо со своей строптивой невестой, дочерью Паоло Граверсари.

Как обычно у Боттичелли, композиции соединяют драматизм содержания и элегантность его трактовки (стройные фигуры, грациозные движения), воплощая действие на грани реальности и фантазии, в которое вносит свой акцент эмалевая чистота цвета в передаче элементов архитектуры и природы.

Все четыре картины находились в семье Пуччи до середины XIX века, пока не наступил неблагоприятный период для сохранения в Италии национального художественного наследия, в особенности кватрочеитистской живописи. Теперь они разделены между музеем Прадо в Мадриде (первые три эпизода) и коллекцией Уотни в Лондоне (четвертый эпизод):

Первый эпизод новеллы Боккаччо «Настаджо дельи Онести»

Второй эпизод новеллы Боккаччо «Настаджо дельи Онести»

Третий эпизод новеллы Боккаччо «Настаджо дельи Онести»

Четвертый эпизод новелл Боккаччо «Настаджо дельи Онести»