Тема Благовещения, как момента появления архангела Гавриила перед Марией, с вестью о том, что она станет матерью Мессии, была одной из числа самых популярных сюжетов в Итальянском Искусстве, как Средневековья, так и Ренессанса. Традиционно в руках ангела изображали цветущие лилии - символ чистоты и непорочности, также ангела обычно изображался на фоне пейзажа или окна, символизирующего внешний мир, а Дева Мария - у стены или в помещении, что в те времена символизировало ее чистоту и святость, отделенность от мирской суеты.
Боттичелли написал несколько произведений на эту тему в разные годы. На фреске, написанной на стене лечебницы Сан Мартино делла Скала в 1481 году, он создал идиллическую сцену, более поздние картины показывают нарастание экспрессивности в стиле мастера. Персонажи Боттичелли уже теряют самообладание под напором сильных, почти экстатических чувств, глаза их полузакрыты, в движениях - преувеличенная экспрессия, порывистость, как будто они не управляют более своим телом и действуют в состоянии какого-то странного гипнотического сна.
В картине «Благовещение» из музея Метрополитен производит сильное впечатление то ощущение глубины композиции, которое достиг мастер, скрупулезно проработав в архитектурном обрамлении сцены, во внутреннем интерьере помещения линейную перспективу - одно из величайших открытий флорентийских живописцев. Дева Мария и Ангел, в практически зеркальном отображении, разделены рядом колонн в центре сцены, но их объединяют лучи Божественного света, льющегося вдоль крыльев склоненного ангела к Марии. В этом произведении уже видна рука зрелого мастера - и в сложности композиции, и в его лиричном настрое, и в прозрачности красок.
Более поздняя картина «Благовещение» (сейчас в флорентийской галерее Уффици), которую также называют «Благовещение Кестелло» заказал художнику Франческо Гуарди в 1489 г. для церкви флорентийского женского монастыря Честелло (сейчас Санта Мария Маддалена де'Пацци).
Художник вносит в сцену непривычную смятенность. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачное, как стекло, едва видимое покрывало. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, а она, словно слепая, протягивает навстречу ему руку. В центре композиции - две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли. Диагональная линия, перетекающая складок одежд Гавриила к его руке, продолжается вдоль руки Девы. И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и сгибаться все ее тело.
Живое движение и напряженность двух фигур резко контрастирует с строгой линейной перспективой комнаты; особенно сильно она проявляется в том, как красные плиты пола увлекают взгляд зрителя к пейзажу за окном. На нем в центре изображено высокое дерево и река, на берегах которой возвышаются необычные архитектурные сооружения, на левом берегу, устремился в небо многочисленными башенками старинный замок, окруженный причудливыми горными зубцами.
Уста ангела приоткрыты, это указывает, что на картине запечатлен момент, когда он произносит слова, которые были запечатлены на латыни на раме картины (Евангелие от Луки 1:35):
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».