«В церкви Санто Спирито во Флоренции он расписал доску для капеллы Барди, тщательно выполненную и великолепно отделанную, где есть оливы и пальмы, выписанные им с большой любовью»
Вазари.
Картина «Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном», известный также как «Алтарь Барди» (Музей Саатлих, Берлин) – одно из самых впечатляющих произведений Боттичелли, написанных по заказу Джованни де Барди. Этот финансовый магнат своего времени сделал состояние на торговле шерстью в Англии, а также руководил лондонским отделением банка Медичи. Вернувшись в родной город, он построил капеллу в Санто Спирито, алтарный образ для которой заказал Боттичелли.
Верхняя часть алтаря и боковые створки находятся все еще в капелле Барди, сдева от хора. Сам алтарный образ хранится в Берлинском музее Саатлих; к сожалению, была утрачена рама, созданная известным архитектором и резчиком по дереву Джулиано да Сангалло (1445-1516).
В центре сцены на троне восседает т.н. Мадонна Кормящая, она открывает грудь, чтобы покормить Младенца, сидящего у нее на коленях. По обоим сторонам от трона расположены Иоанн Креститель и Евангелист Иоанн, святые покровители заказчика алтаря, Джованни де Барди.
Проповеди Савонаролы оказали сильное влияние на многих талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли. Радость, поклонение красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие Мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Черты лица, кисти рук Мадонны становятся все более удлиненные, хрупкие, неземные. Вся фигура Богоматери, вертикальные складки одежды, синие полосы накидки, распущенные пряди волос подчеркивают направленность вверх. Лик младенца полон недетской печали.
Справа и слева от трона, как почетная свита Богоматери, звстыли Иоанн Креститель и Евангелист Иоанн. Их лица строги, печальны, морщинисты от перенесенных невзгод и лишений.
Иоанн Креститель, покровитель города Флоренции, облачен поверх шерстяной туники в красный плащ. На траве у его ног лежит крестильная чаша, рука Предтечи привлекает внимание зрителя к Мадонне с Младенцем. Боттичелли написал другого святого, Иоанна Евангелиста, в образе почтенного старика. В руках он по традиции держит книгу и перо, из-за его спины выглядывает огромный орел, один из четырех зверей, символизирующий Евангелиста Иоанна.
Композиция Алтаря Барди была необычной для того времени: Боттичелли показал особое решение классической трехчастной композиции, изображавшей Мадонну на троне и двух святых. Он использовал для структурного фона не традиционные архитектурные, а растительные элементы. Окружающая флора, плетенная беседка, предметы интерьера - все прорисовано с неземной декоративностью, как и на других произведениях этого периода, например в картине «Весна».
Все цветы и плоды на картине несут символическую нагрузку. Как и на многих произведениях периода Возрождения, вместо кедра Боттичелли изобразил лимонное дерево. Вероятно, эта путаница была вызвана тем, что латинское слово «cedrus» в итальянском переводе имеет два значения - кедр и лимонное дерево.