Сандро Боттичелли

главная

карта сайта

  
 

 Путь к признанию | Две Флоренции | Античные сцены | Расцвет творчества | Поздние Мадонны | Сломы форм

 

Закат творчества художника

Творчество Сандро Боттичелли стоит особняком в искусстве итальянского Возрождения. Боттичелли был сверстником Леонардо да Винчи, который ласково называл его "наш Боттичелли".

Но трудно его причислить к типичным мастерам как Раннего, так и Высокого Возрождения. В мире искусства он не был ни гордым завоевателем, как первые, ни полновластным Хозяином жизни, как вторые.

И без того раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала тяжелого испытания.

Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. В последние годы жизни (он умер шестидесяти четырех лет в 1510 г.) Боттичелли уже ничего не писал.

Изящные грациозные фигуры, застывшая пластика тел, грустные меланхолические лица, прекрасные глаза, не замечающие ничего вокруг... Никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с Сандро Боттичелли в богатстве поэтической фантазии, принесшей ему прижизненную славу. Но на три долгих столетия о его существовании забыли. Интерес к редчайшему из талантов Италии вновь возник только в середине XIX в., заворожив живописцев-прерафаэлитов неповторимостью манер и индивидуализацией художественных приемов, творческой субъективностью и лиризмом этого живописца. Боттичелли занял особое место в искусстве Раннего Возрождения не жадным любопытством к жизни и экспериментаторством, а страстным поиском внутренней чистоты и одухотворенности, особой целомудренностью, отличающими все образы в его картинах. Боттичелли пережил «войну гигантов», как назвали флорентийцы соперничество Леонардо да Винчи и Микеланджело, и появление многообещающего Рафаэля Санти.

Заказчики отвернулись от некогда знаменитого живописца. Душа его погасла. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, наполненном голосами их многочисленных потомков. Как художник он умер для мира. «Звезда его, по словам Макиавелли, — погасла раньше, чем закрылись глаза его».

Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в 1510 г, и 17 мая был похоронен на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции, в городе, где расцвело его искреннее взволнованное искусство, сохранившее свою прелесть и очарование до дня нынешнего.

Картинная галерея в Флоренции под названием "Уффици", что означает "канцелярия", основу которой составила коллекция полотен банкиров из рода Медичи, фактических правителей Флоренции, хранит наиболее значительное собрание картин Сандро Боттичелли. Среди них самые известные его работы "Весна" и "Рождение Венеры".

Исключительно своеобразное искусство Боттичелли не нашло прямого продолжения в эпоху Возрождения. На целые столетия его имя оставалось забытым, вновь о нем заговорили лишь в XIX веке благодаря прерафаэлитам, восхищавшимся его мастерством рисовальщика.

Автопортрет. Фрагмент картины Поклонение волхвов Боттичелли / sandrobotticelli.ru

Автопортрет. Фрагмент картины "Поклонение волхвов". Фрагмент. Боттичелли. 1482 г. Национальная галерея. Вашингтон

© Все права сохранены. www.SandroBotticelli.ru