Оплакивание Христа (Пьета)

Ок. 1495 г. Боттичелли. Музей Польди Пеццоли, Милан

"В церкви Сайта Мариа Маджоре во Флоренции около капеллы Панчатики находится отлично написанный им Плач о Христе с мелкими фигурами"

Вазари.

Боттичелли все больше открывается мрачная сторона жизни. Он жил под одной крышей с братом Симоне, убежденным "пьяньони" (букв. "плакса" - так называли последователей Савонаролы), и испытал сильное влияние фра Джироламо, что не могло не оставить глубокого следа в его живописи.

Это сказывается в его обращении к религиозным сюжетам и в самой драматической глубине и экспрессии истолкования их художником. Ощущение трагизма нарастает в его душе, достигая апогея в "Пьете" (этим итальянским термином принято называть сюжет "Оплакивание мертвого Христа").

Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа "Положение во гроб" из Мюнхенской пинакотеки и "Оплакивание Христа". Христианскую драму художник переживает прежде всего как человеческое горе, как бесконечную скорбь по невинной жертве, прошедшей крестный путь страданий и позорной казни. Это чувство переполняет душу мастера, и хотя тема "Оплакивания" имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях "Пьета". Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое. Содержание передано языком линии и цвета, претерпевшим к этому времени резкое изменение в творчестве мастера.

Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре.