Фреска Боттичелли «Молодая женщина принимает дары от Венеры и трех граций»

Фрески Боттичелли в вилле Мачерелли (ок. 1484)

Одна из сохранившихся фресок виллы Марчелли - «Молодая женщина принимает дары от Венеры и трех граций» (музей Лувр, Париж) - изображает группу из четырех молодых женщин в древнеримских одеяниях, подходящих к стоящей напротив них молодой даме, и вручающих ей свои дары. Принято считать, что это Венера и три грации, символизирующие целомудрие, красоту и любовь, однако никаких доказательств этого в настоящее время нет.

Молодая женщина принимает дары от Венеры и трех граций. Фрески виллы Мачерелли. Боттичелли Молодая женщина принимает дары от Венеры и трех граций. Фрагмент. Фрески виллы Мачерелли. Боттичелли

Венера (здесь на ее ногах сандалии, как и у аналогичного персонажа «Весны») играет ведущую роль и во второй фреске. Она вручает свой дар, окутанный покрывалом, новобрачной, рядом с которой стоит купидон; в данном контексте это намек на бракосочетание, в честь которого выполнены росписи. Венеру сопровождают три грации. Фоном сцены и здесь служит сад.

Символический дар, принимаемый новобрачной от Венеры и ее нимф — высочайшие сокровища души, добродетели, которыми определяется моральное совершенство, и которые украшают прекрасный облик дамы.

Эта композиция — своеобразный акт поклонения идеальной даме и галантное пожелание ей. Легкие фигуры Венеры и граций очерчены вибрирующей линией, каждый изгиб которой отзывается на оттенки эмоциональных переживании, передаваемых в композиции. Ее изысканную красоту усиливает цветовая гамма, в которую входит сочетание золотисто-бежеватого с мягким розовым оттенком и зеленого с нежно-фиолетовым. Для силуэта невесты более характерны прямые и строгие контуры, ее платье окрашено в густой цвет. Композиция строится на ритме парных фигур, отделяемых от земной героини действия пространственным решением.

Образы граций отличаются замечательным изяществом. Кажется, что их легкие воздушные одеяния колеблет воздух. Но эта подвижность имеет не физическую, а небесную природу. Мягкая волна волос ниспадает на плечи, образуя золотисто-рыжеватый ореол вокруг головы; черты лица обозначены теми же волнистыми контурами, что и общий силуэт фигур. Извилистая линия обтекает фигуры, соединяя их в гармоничные созвучия.