«Той же величины, что и названная доска с волхвами, доска его же работы, принадлежащая мессеру Фабио Сеньи, флорентийскому дворянину, на которой изображена Клевета Апеллеса, прекраснее коей и быть не может. Под доской этой, которую он сам подарил Антонио Сеньи, закадычнейшему своему другу, мы читаем ныне следующие стихи названного мессера Фабио:
Iudicio quemquat ne falso laedere tentent
Terrarum reges, parva tabella montet.
Huic similem Aegypti regi donavit Apelles:
Rex fuit et dignus munere, munus eo.
Ныне запрет я кладу: не пытайтесь, влыдыки земные,
Лгать и вредить, - говорит малая эта доска.
Тот же запрет положил Апеллес и владыке Египта:
Царь был - и должную дань, царскую, он получил»
Вазари.
«Клевета» - последняя картина Ботичелли на светскую тему. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62х91) заключено столько смысла и таланта. Картина была предназначена не для стены, а для хранения и рассматривания вблизи, как драгоценность.
Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса, известного в древности художника, описанной поэтом Лусианом. Лусиан сообщает, что живописец Антифилос, от зависти к более талантливому коллеге Апеллесу, обвинял его в вовлечении в заговор против египетского короля Птолеми IV, при дворе, которого находились оба художника.
Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.
Король сидит на троне в зале, украшенном скульптурами (справа на картине). Рядом - аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним.
Злость в черном, пристально смотрит на короля, протянув к нему левую руку. Правой рукой Злость тянет вперед Клевету. Клевета левой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Правой рукой она тянет за волосы свою жертву, обнаженного юношу - Невиновность. Невиновность своей наготой показывает, что ничего не скрывает, но напрасно, Невиновность молит разобраться.
Зависть и Мошенничество стоят за спиной Клеветы, вплетая ей в волосы белые ленты и осыпая розами. Внешне прекрасные, женщины коварно используют символы чистоты, чтобы украсить Клевету.
Раскаяние, старуха в черном, стоит в стороне. С горечью она смотрит на Правду, стоящую слева, желая помочь Невиновности.
Правда, похожая на статую классической богини совершенной красоты, указывает вверх, к Тому, от кого зависит последнее суждение о правде и лжи. «Голая» Правда и Раскаяние отдалены от короля и остальных, не обращающих на них внимания. Правде нечего скрывать, в то время как другие скрывают намерения черной или цветной, яркой одеждой.
Действие происходит в большом зале со сводчатыми окнами, в стиле шестнадцатого столетия. Вдоль стен - ниши с фигурами классической старины и Священного Писания. Смешивание классических и библейских элементов наводит на мысли, что истины, почитаемые древними (язычниками), почитаются и христианами. Фигуры как бы отброшены сильным ветром, замирающим перед монументальным образом Правды.
Несколько поколений исследователей и художников пытались понять почему и для кого написал Боттичелли эту картину, но до сих пор эта загадка остается неразгаданной.
Что касается этой картины, то некоторые исследователи относят эту картину ко времени «Весны» и «Венеры», то есть к годам наибольшего увлечения Боттичелли античностью; но большинство, напротив, подчеркивают морализирующий характер произведения и его повышенную экспрессию и видят в нем работу 1490-х годов.
«Клевета» особенно примечательна тем, что здесь можно наблюдать изменение живописной манеры художника. Более резкими и острыми становятся линии, создающие образы, которые, в свою очередь, характеризуются большей определенностю и эмоциональностью.