Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1480-1500)

Портрет Данте. Боттичелли. Ок. 1495. Женева. Частное собрание / sandrobotticelli.ru «Закончив же и раскрыв порученную ему часть росписи, он тотчас же возвратился во Флоренцию, где, будучи человеком глубокомысленным, частично иллюстрировал Данте, сделав рисунки к Аду, и выпустил это в печать, на что потратил много времени...»

Вазари.

В 90-е годы возникает еще одна значительная работа Боттичелли – его иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, к которой он шел в течении всей жизни. Предполагают, что художник также написал комментарии к этому произведению, оказавшему большое влияние на культуру позднего гуманизма.

Художник не обошел своим вниманием и автора «Божественной комедии». Портрет Данте передает спокойствие, уверенность, непоколебимость. Его профиль словно высечен на памятной медали. Твердый, сосредоточенный взгляд устремлен вперед. Поэт будто вглядывается в те невидимые сферы, за грани нашего суетного бытия, о которых столь проникновенно и талантливо писал. Лавровый венок, увенчивающий голову Данте, символизирует его поэтическую славу, яркое, но простое красное одеяние ассоциируется с монашеским облачением, подчеркивает скромность Данте. Из-под красного колпака ярко выделяется край белоснежного колпака, с развязанными тесемками, который символизирует нравственную чистоту, и, возможно, самоиронию Данте. Как некоторые другие портреты, Боттичелли изобразил профиль Данте на однотонном фоне, без пейзажных или интерьерных излишеств, дабы не отвлекать внимание от главного персонажа.

Единственный большой графический цикл Боттичелли, иллюстрации к «Божественной комедии», как и подготовительные рисунки, поражающие одухотворенной трепетностью линий, блестящей виртуозностью, очень немногочисленны.

Рисунки к «Божественной комедии» не всегда находят подобающую оценку. Обычно историки указывают на то, что фантазия Данте была чужда самому существу творчества Боттичелли. Но лучшие листы поражают своеобразием и яркостью образного звучания. К сожалению, эти рисунки так и не были завершены мастером. Предполагают, что он планировал создать цветные иллюстрации, однако лишь 4 из сохранившихся 93 листов (9 были утрачены) - цветные. В настоящее время рисунки хранятся в коллекциях музея Саатлих в Берлине и Ватиканской Библиотеке.

Грандиозный мир «Комедии» (так назвал свой труд сам Данте, эпитет «божественная» утвердился за ним позже) с ее природой, историей, человеком, моральной системой был воспринят сквозь призму идеи о страстях и движениях души. В этой своеобразной интерпретации Ад понимался как внутреннее состояние порочной души, которая испытывает не физические, а «воображаемые» мучения дисгармонии, подавленности, кошмаров. Пейзажу и фигурам, изображенным Данте, придавали значение иллюзии, возникающей в глубинах человеческого сознания. Боттичелли два раза обращался к иллюстрированию «Комедии». В 1481 году по рисункам Ботичелли были выполнены гравюры к ее типографскому изданию. В 1490-е годы Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи заказал Сандро рисунки на пергаменте, сопровождавшие текст поэмы.

Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоническим представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. Данте написал 14.000 стихов, описывающих его вымышленное путешествие в Ад, Чистилище и Рай. Эпопея разделена на 100 песней: 34 приходится на Ад, по 33 на Чистилище и Рай. Сначала Данте путешествует по загробному миру с поэтом Вергилием, в Раю его сопровождает его муза, Беатриче.

Тебе добра желаю я, и жду,
Коль ты за мной пойдешь в стезю благую,
И в вечные места тебя сведу,
Услышишь скорбь отчаяния злую,
Узришь всех век страдальцев мертвецов,
Где тщетно смерть зовут они вторую;
По сем и тех, кто, скверну смыть грехов
Надеяся, в огне уж утешенье
Нашли, и ждут со временем венцов;
Но ко святым чтоб вознестись в селенье,
Душа меня достойнейшая есть:
Ей возвращу тебя во охраненье.

«Божественная комедия» Данте «Ад» Песнь первая, стихи 112-123.

Во время своего путешествия Данте сталкивается с множеством людей - как незнакомых, так и известных лиц прошлого и своего времени. Все они получили по заслугам.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте Алигьери:

Ад

Чистилище

Рай