«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну»
Евангелие от Матфея 2:1-11.
Особенное отношение Боттичелли к теме Поклонения волхвов можно заметить уже по тому, что в разные периоды творчества он неоднократно возвращался к ней. До наших дней сохранилось 5 картин «Поклонение волхвов» – от ученической работы до оставшейся незавершенной работы последних лет.
Их все объединяет то, что это были самые многофигурные композиции из всех его произведений. Возможно, именно в этом и заключался вызов его таланту.
Самой ранней работой Боттичелли религиозной направленности (и, возможно, первой оригинальной), насколько известно современным исследователям, стало «Поклонение волхвов», написанное в 1465-1467 годы, и хранящееся сейчас в Лондонской Национальной галерее. В это время он еще учился в мастерской фра Филиппо Липпи.
Пышная и многолюдная свита трех волхвов - восточных царей - прибыла в Вифлеем. Один из волхвов, смиренно склонил колени перед Богоматерью и Младенцем и собирается поцеловать Его ногу. За спиной старшего по возрасту волхва молодой царь поднял руку к золотой короне, будто с намерением снять ее. Вытянутая непропорциональная фигура Мадонны в традиционном синем плаще, напоминает Мадонн готического периода.
Примечательно, что в дальнейшем художник в работах на ту же тему размещал Мадонну с Младенцем в центре композиции, лишь в поздние годы он вернулся к ассиметрии.
Боттичелли изобразил пышную свиту волхвов, прибывших поклониться родившемуся Младенцу. Несомненно, необычные размеры картины, а также написание столь большого количества разнообразных персонажей было немалой трудностью для молодого художника. Заметны некоторые недостатки в расстановке и позах фигур. Особенно заметно пустое пространство с правой стороны картины, в противовес загруженности центральной и левой частей.
Однако размах замысла, живописность развалин, атмосфера шумной толпы в ранней работе завораживает. Неудивительно, что еще в годы учебы молодому Сандро пророчили большое будущее.