«Нахождение тела Олоферна» и «Возвращение Юдифи в Ветилую» - эти две небольшие, но превосходные в своем мастерстве композиции написаны на неканонический текст Ветхого Завета, ныне хранятся в галерее Уффици, Флоренция.
Олоферн, предводитель войска царя Ассирии Навуходоносора, вселявший ужас соседним народам, осадил израильский юрод Ветилую. Население, пав духом, решило сдаться врагу. Лишь молодая вдова Юдифь нашла в себе мужество сопротивляться. Сменив траурные одежды на великолепный наряд, она явилась в стан врагов и сказала им, что хочет указать путь бескровной победы над защитниками города. Олоферн был очарован прекрасной женщиной и пригласил ее на пир. Страсть и вино затуманили сознание Олоферна, и тогда Юдифь отрубила ему голову. Вместе со служанкой она благополучно добралась до Ветилуи. Узнав, что грозный Олоферн обезглавлен женщиной, ассирийцы в панике бежали. Так героический поступок Юдифи принес ее народу триумф.
Сцена «Нахождения тела Олоферна» показана с большой драматической выразительностью. Группа людей, испытывающих страх, отчаяние и скорбь, окружила ложе со смятыми простынями и покрывалом, на котором распростерто обезглавленное тело их военачальника.
Атмосферу ужаса подчеркивает мрачный колорит, в особенности удары красного, проходящие через всю композицию. В нагнетании ужаса участвуют все детали, даже занавес, тяжело нависший над входом в шатер, даже глаза лошади.
В более поздний период Боттичелли написал еще одну картину, посвященную жизни Юдифь: «Юдифь, покидающая палатку Олоферна» (1495-1500).