Картина Боттичелли «Венера и Марс» (1482-1483)

Венера и Марс. Боттичелли / sandrobotticelli.ru Картина «Венера и Марс» (Национальная галерея, Лондон) кисти Боттичелли по-видимому предназначалась для украшения дома Веспуччи, возможно, к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображен геральдический символ рода - осиное гнездо и осы, кружащие вокруг дупла.

Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео, известная как «прекрасная Симонетта». С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Однако для Кватроченто был невозможен сюжет, объединяющий замужнюю даму и ее платонического поклонника в подобной ситуации.

Венера - главное действующее лицо в картине. Композиция имеет вытянутую по горизонтали форму наподобие расписной крышки для свадебного сундука — кассоне или же панели, которые вставляли в мебель; в данном случае речь может идти о ложе новобрачных. Сюжет картины составлен гуманистом, опиравшегося на характерную для неоплатоников астрологическую интерпретацию мифов, где планеты выступали в морализирующем аспекте: нежная и ласковая Венера властвует над агрессивным Марсом, смягчая его свирепость.

Юная богиня, облаченная в изящное платье внимательно наблюдает за спящим Марсом. Бог войны снял всю свою броню и покоится обнаженный на алом плаще, едва прикрывшись белым полотном. Рядом с ними маленькие озорные фавны забавляются с оружием и доспехами бога войны. Замысел автора картины Боттичелли заключается в том, что сила любви способна превозмочь силу воина.

В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр». Художник перевел его на язык линейной живописи с ритмом контуров, удивительно стройным в их повторах и пересечениях. Колорит отличается изящной сдержанностью. Центральная сцена, строящаяся на равновесии покоя и напряженности, окружена резвящимися маленькими сатирами. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы.

Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» связано с текстом греческого писателя II века Лукиана. В отрывке, на который опирается живопись Боттичелли, описывается картина, посвященная свадьбе Александра Македонского и Роксаны. В нем читаем:

«По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна... один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним».

Эти странные существа — не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом показаны на заднем плане композиции и под ложем Марса. Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости.

Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много картин, которые не сохранились до наших дней.

«В доме Джованни Веспуччи, ныне Пьеро Сальвиати, на улице Сорви, он написал на стенах одной из комнат много картин, заключенных в орнаменты орехового дерева, в виде обрамлений и шпалер с многочисленными фигурами, в высшей степени живыми и прекрасными»

Вазари.

Возможно эта картина была среди других, заказаных по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти, но до нас они не дошли.