Во времена Боттичелли Флоренция была центром европейской культуры. Сандро рано ощутил в себе честолюбивый, беспокойный, ненасытный дух родного города. Но главной школой для «взбалмошного подмастерья» стали улицы Флоренции с храмами, статуями и фресками гениальных предшественников - Донателло и Мазаччо. Увлекающийся и увлекающий, Боттичелли очень скоро находит свой идеал в образе юной женщины, почти подростка, с радостью познающей заманчивый и загадочный мир.
Именно в этом городе, где рядом со средневековой архитектурой велось строительство ренессансных зданий, посчастливилось родиться Боттичелли. Символом величия города стал грандиозный купол, возведенный Филиппе Брунеллески над старыми стенами собора Санта-Мария дель Фьоре. Он точно парил над окружающим пространством, осеняя собою все тосканские народы. В новом стиле строились светские и церковные здания - гармонически ясные, с четко выявленной системой пропорций, с использованием архитектурных ордеров. по-новому мыслились теперь и жилые постройки. Одна из самых значительных, палаццо Медичи, сочетает в себе строгость и репрезентативность; более нарядны ее внутренний дворик и интерьеры с их великолепной отделкой и убранством. У современников палаццо вызывал изумление; один из посетителей вспоминал: «Мне казалось, будто я нахожусь в новом мире».
Наряду с пластикой на Боттичелли влияли и другие виды искусства, между которыми существовала тогда тесная взаимосвязь, нередко делавшая мастера универсальным профессионалом. Боттичелли получал уроки из знакомства с ювелирным делом, рисунками для шитья, гравюрами, миниатюрами. Но главные знания, естественно, Сандро извлек из занятий живописью. Образцы ее находились прямо перед его глазами, он видел их, посещая церкви, общественные здания, частные палаццо, мастерские художников. Какой же опыт живописи впитал он в себя.
Подлинным новатором, открывшим первую страницу ренессансной живописи в Италии, был Мазаччо. В 1427 году он создал в флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине цикл фресок, где представлены фигуры атлетических пропорций, сильные, весомые, с естественными и значительными жестами. Они помещены в трехмерное окружение, показанное в перспективе, в результате сцены ассоциируются с реальным пространством, словно перед зрителем открывается религиозная драма, совершающаяся в данный момент. После Мазаччо стало невозможным развитие живописи по старому пути (хотя несколько десятилетий во Флоренции еще сосуществовали новаторы и архаизирующие мастера). Жизнеподобие форм, наглядно представлявших взору верующих религиозные сюжеты, приветствовалось даже церковными деятелями того времени; в отличие от стиля интернациональной готики с изобилием роскошных деталей, отвлекавших от вдумчивого восприятия сути библейских историй. Вклад Мазаччо в искусство был велик; последовавшие за ним художники Флоренции усваивали лишь отдельные стороны его наследия, опираясь при этом на данные науки и эксперимента.
Постепенно искусство Боттичелли эволюционирует в сторону все большей утонченности и той трудно уловимой эмоциональной окраски образов, которая нуждается в истолковании. Эти изменения были заложены в самой сути его таланта.