Картина Сандро Боттичелли «Мадонна с Младенцем и тремя ангелами, или Мадонна под балдахином, или Мадонна дель Падильоне» (ок. 1493)

Мадонна под балдахином. Ботичелли В 90-е годы в творениях мастера символика приобретает подчеркнуто мистический характер, на первый план выступают темы морально-этического порядка. В отличие от более ранних картин, в этот период Боттичелли ставит акцент на передаче внутренних чувств героев, а не на внешней парадности.

Картина «Мадонна под балдахином» (Пинакотека Амброзиана, Милан) была написана Сандро Боттичелли для Гвидо ди Лоренцо, настоятеля Санта Мария дельи Анджели и друга Лоренцо Великолепного. Ее также называют «Абброзианское тондо». Это превосходное по качеству произведение, характерное для позднего периода творчества Боттичелли.

Вероятно, именно о ней писал Вазари:

«Отменно прекрасно также небольшое тондо его работы, которое можно видеть в помещении приора дельи Анджели во Флоренции, с фигурами мелкими, но весьма изящными и выполненными с прекрасной наблюдательностью».

Под сенью алого балдахина, образующего шатер, края которого поддерживают два ангела, третий ангел подводит к коленопреклоненной Мадонне Младенца Христа. Она приоткрывает свою грудь, чтобы покормить Сына. Невысокий мраморный парапет отделяет первый план от очень тонко написанного пейзажа со спокойной гладью реки, мягкими извивами холмов.

Одна из особенностей поздних работ Боттичелли, которая привлекает внимание в этой композиции – это большой размер фигуры Марии; художник часто использовал увеличение размера персонажей в своих произведениях для того, чтобы подчеркнуть их важность.

Мотив балдахина приобретает особый смысл. Подобный занавес Боттичелли заимствовал из средневековых церковных мистерий, где он трактовался как символ высшей небесной сферы. Это символ святилища, в котором обитает Мадонна с Младенцем, и мраморный парапет резко отделяет их от остального мира. Cимволом высшего совершенства, не подверженного законам материального мира, становится сама Мадонна - «плоть, почти что ставшая духом».

В этой картине еще не исчезли чисто боттичеллевское изящество, тонкость, которые могут служить лучшим свидетельством его авторства. Как Микеланджело создал в своих фресках символ мужественного могучего человека борца, так Боттичелли в своих картинах-поэмах сотворил образ одухотворенной женской красоты.